Театр Российской Армии

Оценка редакции
Театр Российской Армии

Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.

Более 70 лет его существования — это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также многие другие.

А сегодня со сцены Театра Российской Армии дарят зрителям свое искусство народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.

В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года — Советской, с 1993-го — Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов — выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.

С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик  Попова, он за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией

Отзывы о «Театр Российской Армии»

Ещё 256 отзывов
Natalya Natalya 29 апреля, 11:59

В наше лукавое время, когда постоянно, искусно, ловко и незаметно происходят подмена понятий и искажение смыслов, такие спектакли как «Капитанская дочка», которую режиссер Павел Сафонов поставил в Театре Российской Армии, можно назвать «живой водой».

Думал ли Александр Сергеевич, обмакивая перо в чернильницу в осеннем Болдино в 1833 году, что произведение его в жанре «исторического романа», и оцененное современниками как «вальтер-скоттовское», сохранит всю мощь и прелесть русского языка, станет своеобразной художественной исторической реконструкцией и не утратит ни капли актуальности.

Павел Сафонов обещал, что спектакль будет лишен хрестоматийности и, действительно, освобождает повесть Пушкина из клетки школьных сочинений, сохраняя при этом пушкинский дух до последней запятой и максимально избегая «классической сценографии». Актерские образы, усилены гротеском, мизансценический рисунок имеют особую пластику. «Закадровый текст» в спектакле читает взрослый герой Петр Гринев – актер Николай Козак обладает изумительно поставленным голосом. Размах декораций соответствует величине большой сцены Театра Армии. Белогорская крепость окружена сугробами. Наклонный пандус для трона Пугачева, виселицы, пушки, отчий дом, казематы, деревянный частокол. Густой буран, в который попадают молодой офицер и его слуга Савельич, реален до непроизвольного ощущения холода.

Спектакль выстроен великолепно, Павла Сафонова всегда отличает тонкое умное умение расставить все фигуры по местам. Великолепный актерский ансамбль, где наряду с маститыми, играют юные – и все держат внимание.

Удивительны различия силы Добра и Зла. Актерская природа отдает предпочтение героям с червоточинкой, такому, как, например, Швабрин. Прилизанные волосы, бегающий взгляд, внутренняя ржавчина завистливости, подобострастность перед сильным, жестокость к слабому. Пластически и по-актерски образ, который создал Дмитрий Оболонков, весьма убедительный.

Или фигура Пугачева. Понятия чести, оказывается, не чужды разбойнику и бунтовщику. На виселицах качаются тела, на обшлагах тесного мундира с чужого плеча пятна крови, глаза налиты бешенством, но милосердие все же стучится в его сердце. Он знает, что конец жизни предопределен плахой и топором палача, но свирепая любовь к воле и власти, свои личные человеческие понятия «правды», всё же дают ему шанс на снисхождение на Высшем небесном суде. Эта сложная противоречивая натура блестяще сыграна Вячеславом Разбегаевым и Александром Рожковским (во втором составе).

В спектакле две любовные линии, первая и основная, нежная лирическая – Петра Гринева и Маши Мироновой, вторая и неочевидная, зрелая глубокая – коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. Эта пара в безупречном и блистательном исполнении Андрея Кайко и Марии Голубкиной предельно обостряет драматизм происходящего.

Сила актерской правды не всегда в эффектных позах или вычурном костюме. Безыскусность и простота пленяют гораздо больше, так как честнее. Мария Голубкина великолепна в роли Василисы Егоровны, персонажа не сказать, чтобы главного. Подкупающе проста, понятна, без вензелей и пафоса, она являет собой пример настоящей преданной спутницы жизни, которая разделит с любимым мужем и «горе и радость».

В спектакле много ярких нестандартно воплощенных образов из повести – хороша чета Гриневых (Юрий Сазонов и Анна Глазкова), хорош преданный Савельич (Александр Дик), хороши подручные Пугачева (Валерий Шелофаст и Дмитрий Карпеев).

Прима Театра Армии Ольга Богданова играет императрицу Екатерину II, и ей легко удалось уйти в иное раскрытие довольно заштампованного образа, обойтись почти без утрированного немецкого акцента, и не пощадить самоё себя, представ без парика и потеряв «красивость». Письмо Вольтеру, которое она зачитывает со сцены, не просто красивая переписка умных людей, а парадоксальная квинтэссенция русского менталитета.

Какими гранями искрит пушкинская повесть на сцене! Кажется, что усилиями школы и многочисленным сочинениями хрестоматийное произведение выжато до последней капли. Но нет! Оказывается, от внимания ускользнула пронзительная мистичность истории, а художественный аллегорический подтекст как никогда сильно имеет точки соприкосновения с настоящими реалиями, поскольку перед каждым без исключения всегда стоит выбор – предательство, двурушничество или достоинство и честь. Время для «Капитанской дочки» выбрано идеальное. Тянется мостик от пугачевских времен ко дню сегодняшнему…

Дворянский сынок Петр Гринев мог бросить Машу, смириться с непреодолимыми обстоятельствами, мог надменно отнестись к мужику в трактире и не подарить ему заячий тулуп, не отдать долг прохиндею Зурину, не вызвать Швабрина на дуэль. Гринев-то совсем мальчишка! Почему же для одних честь - это пустой звук, а для других стержень личности? Максим Чиков (Петр Гринев), Екатерина Шарыкина и Карина Балашова (две Маши) – предельно достойно выступили в своих образах.

Спектакль спокойно, просто, но убедительно показывает известную истину - жизнь человека бессмысленна без опоры на нравственные вещи. Душа питается высокими целями и высокими смыслами. Сохраняя её чистоту человек множит её силу. Никакая ситуация не оправдывает подлости. Любовь же – духовно спасительна и душевно целительна.

Изломы судеб и характеров стягиваются в финале в единый узел-апофеоз. Перехватывающее дыхание торжество справедливости и благородства.

На медали в честь коронации Екатерины II было выбито: «За спасение Веры и Отечества». Когда с нами Бог, когда чиста совесть, тогда все наши дороги ведут к Свету.

Ирина Ирина 27 апреля, 11:49

Вывести на премьерный уровень главной сцены классическое произведение - задача не из лёгких. Такие постановки часто накладывают на режиссёра и актёров огромные обязательства перед зрителем: сюжет всем знаком, казалось бы, избит, актуален ли он сейчас? Порой очень сложно предположить, что ждёт постановку впереди, так как спектакль должен быть интересным для сегодняшнего поколения и подрастающего зрителя, чьи запросы весьма противоречивы. Оживить в XXI веке «Капитанскую дочку» Пушкина на самой масштабной сцене театра Российской Армии взялся приглашенный режиссёр Павел Сафонов, уроженец Санкт-Петербурга, обладатель театральной премии «Гвоздь сезона», премии «Звезда Театрала» и множества других наград. Павел Валентинович принял вызов: во-первых, необходимо провести глубокий анализ произведения и подать его в доступной форме, несмотря на всю сложность, а во-вторых, необходимо сформировать выгодные актерские решения, декорации, свет, костюмы на самой большой сцене страны. Всю сложность произведения Павлу Валентиновичу удалось донести в доступной форме для восприятия зрителей всех возрастов. Над постановкой также потрудилась художник-постановщик Дмитрий Разумов и художник по костюмам Евгения Панфилова. Она создала уникальные работы, которые соответствовали времени, зрителям было достаточно одного взгляда, чтобы понять в какой мы эпохе и конечно же приятно было увидеть, что костюмы проработаны до отдельных мелочей. Ведь от того, насколько продуман стиль героев, во многом зависит впечатление от картины. Работа костюмеров требует огромной усидчивости и недюжинной смекалки, важно, чтобы на сцене все смотрелось максимально гармонично и сочеталось с декорациями и внешностью актеров. Сочетание света и современных технологий воплотили на сцене Руслан Майоров и Ася Мухина: перед нами фоном с безумно красивым голосом взрослого Гринева, роль которого исполняет Сергей Козак, всплывает заснеженный альбион Белогорской крепости. Очень грамотно, очень точно используется снег, на сцене невероятно много снега, звуки природы, полутьма, повествование и снова снег. Наверно снег впечатляет с самого начала, в нём присутствует определённый смысл, и он ключевой момент появления заячьего тулупа. Реалистичная обстановка на сцене позволила сконцентрировать все внимание зрителей на игре актеров и мысленно перенестись на край света в заснеженный Оренбург. Прекрасно подобрана идея постановки, потому что «Капитанская дочка» - это не просто история любви, это повествование о том, как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться. В центре внимания повзрослевший Гринев, повествующий нам о своих чувствах, ошибках и соображениях, мы видим и слышим то, что нам пытались вложить еще в школьные годы, но осознание и понимание происходящего понимаются нами лишь сейчас. Петр Гринёв открыт для нас в трансформации двух персонажей. Мы видим его благодаря размеренному повествованию с чарующим голосом Сергея Козака и исполнением роли у молодого актера Максима Чикова. На наших глазах происходит путь взросления и становления главного героя от мальчика Петруши до Петра Андреевича – русского офицера. Мы видим строгого отца Гринева (в роли Юрий Сазонов), который отправляет сына на военную службу на поруки своего закадычного друга. Перед нами путешествие Савельича и Петра в Оренбург и затем в гарнизон Белогорской крепости. Матушка категорически против такого решения, она не согласна с супругом, но не имеет права не повиноваться слову супруга. Ею движет стремление спасти сына от тяжелой службы армии, этот период очень сродни современным реалиям, когда материнская любовь и забота вне времени и обстоятельств. Матери всегда пытаются оградить своих детей от травмирующих их событий. Петрушка, выросший в отчем доме, среди ласки и заботы, к сожалению, не готов к суровой взрослой жизни, он грезит Петербургом, мечтает прославиться, занят приключениями. В помощь ему отправляется слуга Савельич, ну а дальше вы всё прекрасно и сами понимаете. Любовь, предательство, оборона Белогорской крепости, встреча с Пугачевым и другие события повести. Эффектно смоделированная снежная буря, с проблесками света на сцене, во время которой Гринев встречает Емельяна Пугачёва, отчётливо показывает неопытность, юность и бескорыстие Петра. Эта встреча наложила отпечаток на всю жизнь человека. Отданный заячий тулуп стал тем самым жестом благородия, который невозможно забыть. Кто же мог подумать, что эта встреча окажется судьбоносной? Великолепная актерская игра Вячеслава Разбегаева в роли Пугачёва отражает силу характера, мощь, гордость и непокорность исторического персонажа. В начале он повеса и пьяница, а затем вершитель судеб, который держит в страхе и напряжении главных героев. События проносятся сквозь нас будто бы мы уже часть этого времени. Не хочу вдаваться в пересказ событий повести, все они, как вы поняли очень ярко и точно отражены в постановке. Хочу отметить то, как раскрыта идея становления личности человека, как долг, мужество, отвага и ЧЕСТЬ становятся первопричиной и идеей постановки, всё здесь мастерские режиссерские наработки. Встреча с Машей, предательство Шварина - все эти чувства были неведаны ранее нашему герою, они вынуждают его на поступки финального решения: дуэль, предложение руки и сердца, спасение любимой, заключение под стражей и другие невероятные события. Все же ключевыми факторами постановки являются события, происходящие во время нашествия войск Емельяна Пугачёва. Все личное уходит на второй план. Пугачевский бунт в корне меняет размеренную жизнь героев. В крепости царит хаос, всюду смерть и лишения. Тут перед лицом смерти Гринев проявил мужество и сохранил свою честь, он готов умереть за отчизну и сражаться до конца, лишь только случайность спасает ему жизнь. События бунта отражены ярко, эмоционально, с надрывом и болью. Чувства и долг смешались на сцене. Пугачев (в роли Вячеслав Разбегаев), помня добро Гринева, а также слова Савельича (в роли Александр Дик) сжаливается над Петром, а также помогает его воссоединению с Марией, попавшей под моральный гнёт Швабрина. Поступок Пётра побудил Пугачева смилостивиться над несчастной участью бедной сироты, но подлая кляуза Швабрина на Петра оборвала недолгое счастье молодых. Мое сердце сжималось, а слёзы текли по щекам градом, когда Петр и Мария целовались на прощание, голос Сергея Козака трогал за самые потайные струны души. Восстание Пугачева сильно закалило характер Маши, она уже не та хрупкая девочка, она названная жена Петра и не может сидеть сложа руки дома и ждать казни офицера. Маша принимает ключевое решение о поездке в Петербург. Снова в судьбу вмешался его величество случай, Маше удаётся поделиться своими переживаниями с самой с императрицей Екатериной II (играет роль прима театра народная артистка России Ольга Богданова) и конечно же императрица помогает освободить любимого. Актеры безупречно сыграли роли. Каждая роль- отдельная судьба человека, отдельная история. Хочу отметить артистов, сыгравших яркие эпизодические роли - это казаки-инвалиды в крепости, каждый своеобразен, патриотичен, видно, что даже для этих ролей была стопроцентная проработка костюмов. Очень эффектно смотрелись красные ленты, используемые в элементах одежды, они же отражали человеческие ранения. Отдельной нитью постановки проходит роль жены капитана Василисы Егоровны Мироновой – она яркий обособленный персонаж повести. Василиса Егоровна - супруга коменданта крепости, она же мама. Капитанша -простая и добрая женщина, она успевает всё: и хозяйственные дела, и управление Белогорской крепостью. Василиса Егоровна – бесстрашный человек, она преданна отчизне, мужу, в ней нет места сомнениям и чинопочитанию. Прекрасно сыграна роль Марией Голубкиной. Роман Радов, игравший роль капитана, сразу же показал непоколебимость и нравственные устои служивого человека. Его роль - пример для подражания современной молодёжи. Режиссер показал на сцене не только историю любви героев и их взросление, но и несправедливость, предательство, которые существуют в этом мире. Несмотря на смену эпох, проблемы «Капитанской дочки» не утратили своей актуальности и в наше время.

Дария Дария 16 апреля, 10:01

Совсем недавно, в среду 3 апреля, мне повезло побывать на пресс-показе режиссера Павла Сафонова в Театра Российской Армии , на Достоевской.

Зайдя в здание, я сразу увидела представителей федеральных каналов, которые перед началом показа «Капитанской дочки» брали интервью у самого Павла Валентиновича, а также у актеров, участвующих в постановке (upd: в первом и втором акте нам показали почти полностью оба состава, и мне кажется, это отличная идея - презентовать не один состав исполнителей).

2024 в принципе проходит под лозунгом «225 лет со дня рождения А.С.Пушкина», и многие театры (в том числе «Сатирикон» , на их премьере «Дубровского» во дворце на Яузе я была совсем недавно, и уже рассказывала об этом) и кинематографисты уже порадовали или собираются вскоре тематическим «пушкинским контентом».

«Капитанская дочка» - одно из хрестоматийных произведений автора, одно из тех, с которого школьники начинают знакомиться с прозой Александра Сергеевича; на сцене его можно увидеть не так часто, и мне было интересно, с какой стороны режиссер подойдет к работе с ним.

Выпускник Щукинского училища, Павел Сафонов был сразу после выпуска в 1994 году принят в труппу театра Вахтангова, и успел запомниться публике не только в актерском качестве, но и в режиссерском - он ставил спектакли не только в родном театре, но и в Ленкоме с театром Сатиры.

Несмотря на то, что это был только лишь пресс-показ, не премьера - постановка не показалась «сырой», как часто случается, и я насладилась классической интерпретацией «Капитанской дочки» - все было так, как я себе и представляла, читая эту книгу в детстве.

Труппа театра российской армии - заведомо сильная, и меня предсказуемо покорили и актеры старшего поколения, и приятно удивили молодые исполнители. Увы, не удалось оценить второго исполнителя главной роли Петра Гринёва Дмитрия Ломакина - но это отличный повод посетить спектакль повторно, только уже не в полупустом огромном зале в окружении представителей СМИ и блогеров, а в теплой компании широкого круга зрителей.

Не могу не отметить отличную работу художника-постановщика Дмитрия Разумова и художника по костюмам Евгении Панфиловой - они создали отличную «оправу», которая не вступает конфликт с исторической эпохой, и лишь подчеркивает отличную актерскую игру.

Непременно рекомендую к посещению и тем, кто в принципе старается не пропускать премьеры, и школьникам с родителями, и тем, кто выбирается в театр нечасто - скучно не будет никому.

Светлана 8 апреля, 12:12

На сцене театра Российской Армии премьера – спектакль Павла Сафонова «Капитанская дочка».
Спектакль-воспоминание постаревшего Петра Гринева ( народный артист Николай Козак) о своей жизни с Марией Ивановной – капитанской дочкой . Мне посчастливилось посмотреть Марию Ивановну в исполнении Екатерины Шарыкиной и Карины Балашовой. Хороши обе!
Юный Петр Гринев, 16 лет отроду, едет на службу в отдаленную Белогорскую крепость, полный надежд и мечтаний , легко по пути проигрывает 100 рублей, над чем долго ахает Архип Савельич , в исполнении Сергея Селина.
На пути Пётр встречается с Емельяном Пугачёвым, не зная сам кто это. Во время бурана тот показывает Гринёву дорогу к постоялому двору и получает в подарок в знак благодарности заячий тулуп.
Приехав на службу в пограничную Белогорскую крепость, Гринёв знакомится с капитаном Мироновым ( играют Андрей Кайков и Роман Радов) и капитаншей , которую блестяще играет Мария Миронова. Это ее первая роль в этом театре. Играет вдохновенно, преданная жена, любящая мать и просто русская женщина в ее исполнении великолепны!
Пугачевское восстание, предательство и самоотверженная любовь, казни все показано в пьесе очень правдоподобно, этому и помогает музыкальное оформление.
Роль императрицы Екатерины II исполняет Ольга Богданова. Чужестранкой она навсегда осталась для России, но преданная нашей стране и русскому народу. Все это чудесно передала актриса, исполняя роль. Все это подчеркивает и костюм, и даже грим императрицы.

Спектакль получился великолепный! Очень советую посмотреть и вспомнить главные слова : «Береги честь смолоду».

yasurprise 4 апреля, 11:34

В Театре Российской Армии нас ждёт премьера спектакля "Капитанская дочка" по повести А.С.Пушкина. Эта красивая, яркая, жизнеутверждающая постановка про любовь и про честь. Не случайно же Александр Сергеевич даже в эпиграф вынес пословицу «Береги честь с молоду». И в спектакле сохранена эта чистота души, какая-то «настоящесть» людей.

По замыслу режиссёра спектакля Павла Сафонова, Пётр Гринёв - главный герой воплощен в двух лицах: рассказчика от лица прожившего жизнь и похоронившего жену Гринева и собственно его же молодого. Заслуженный артист России Николай Козак великолепно играет умудренного опытом Гринева-старшего, которому есть, что вспомнить. Он своим красным пальто ярким пятном обозначен на сцене. Еще совсем юнцом, попав на службу в Белогорскую крепость, Гриневу пришлось пережить много и хорошего, и страшного. Здесь он нашел любовь всей своей жизни – Машу Миронову. Их история любви проходит через всю постановку.

На огромной же сцене театра развернулась крепость, пушки, неспешная жизнь гарнизона во главе с капитаном Мироновым. В начале даже кажется, что капитан под каблуком у жены. Но перед опасностью Миронов предстает настоящим героем. Очень необычно было видеть в такой роли Андрея Кайкова, больше известного в кино по юмористическим ролям. Здесь у него получилось передать правильный образ настоящего офицера. Под стать ему и капитанша (Мария Голубкина), не пожелавшая убежать и оставшаяся вместе с мужем. Потрясающе эмоциональные сцены с повешением защитников крепости и с гибелью капитанши.

Сценография спектакля завораживает, лучше смотреть не с первых рядов, чтобы видеть всю красоту картинки, особенно метель и массовые сцены. Костюмы, музыка, хореография, пушкинский слог - всё вместе смотрелось идеально.

Получила просто громадное удовольствие от спектакля. После него осталось ощущение света. Верность долгу, Отечеству – здесь не пафосные слова, а смысл жизни. Прекрасный спектакль для семейного похода, коих сейчас можно редко найти.

Татьяна Татьяна 24 декабря 2023, 02:35

Спектакль"Девочки"(к 100-летию Зои Космодемьянской)
Театр Армии представил на Малой сцене спектакль «Девочки» в честь 100- летия со дня рождения Героя Советского Союза, разведчицы Зои Космодемьянской.

Спектакль поставлен по пьесе Дарьи Верясовой «9903» о разведчицах Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Клавдии Милорадовой, Клавдии Сукачевой, Рите Загировой, Маргарите Каравай. Девушки вошли в диверсионно – разведывательную группу воинской части 9903 .

Постановка основана на исторических документах,которые звучат речитативом из уст героинь.
На сцене - десятки свисающих канатов, которые становятся то качелями для молодых девушек, то деревьями леса, то средством пыток и виселицей.

Треугольники писем, которые девушки пишут своим мамам и подругам, раскрывают их нежные души. Тем страшнее звучат натуралистично описанные пытки, которым подвергались комсомолки.

Прямая речь режиссёра Юлии Шульевой о своей постановке:
«Уникальность этой пьесы в том, что через монологи девушек, которые позже станут героями, зрителю передается идея: «Они были молоды, их самоотверженность, любовь к Родине и их выбор сделал имена вечно живыми».

Зоя Космодемьянская останется навсегда 18-летней. Её подвиг бессмертен, память о ней - вечна.

Татьяна Татьяна 23 декабря 2023, 07:25

"Дом под снос". Малая сцена. Степан Николаевич(Сергей Колесников) всю жизнь проработал на железной дороге: сначала помощником машиниста, потом - проводником. Его холостяцкий быт регулируется принципами "водку не пить, в карты не играть, туалетами на стоянке не пользоваться". Скатерти, постельное бельё и подстаканники в его доме имеют фирменный штамп ж/д, а на двери ванной комнаты вместо защёлки висят два флажка - зелёный и красный. Степан Николаевич делит всех людей на тех, кто едет в кабине локомотива, а кто в тамбуре, а человека он определяет насквозь, уже по тому, как тот предъявляет билет при посадке. Кстати, и окна его квартиры выходят на железнодорожную станцию, а вот жизненный путь уже направляет мужчину в депо.
Софья Александровна(Алина Покровская) сразу идентифицировала Степана Николаевича как "обыкновенного троечника с задатками начинающего хулигана". И хоть она не работала в депо, но тоже жила всю жизнь по расписанию - школьному.
У бывших учительницы и железнодорожника и натуры, и жизненные колеи разные, но воспитали они своих детей одинаково неудачно: дочь-"вертихвостка " отправила мать на улицу, а сын-подкаблучник определил отца "в дураки".
За несколько дней эти два прежде незнакомых человека прошли свой путь познания любви. Степан Николаевич - от ультиматума "Не нравится - стоп-кран и на первой же станции высажу" до романтичного признания: "Как Вы вошли, мне показалось, что кто-то окна вымыл", так светло стало у него на душе. А Софья Александровна умерила "свой гонор, как у графини с Кацапетовки " до совместного танца под стук колёс товарняка на Иркутск. В спектакле "Дом под снос "(по пьесе А. Крыма) нашими попутчиками сегодня были ведущие актёры Театра Российской Армии - Алина Покровская и Сергей Колесников. Андрей Бадулин создал прекрасный актерский дуэт в спектакле со счастливым концом.

Гулия Гулия 22 декабря 2023, 09:37

Спектакль "Король Лир" в (ЦАТРА) - одно из мощнейших впечатлений этого театрального сезона. Режиссёру Андрею Бадулину удалось, на мой, взгляд, справиться с весьма сложной задачей: поставить трагедию Шекспира так, что, несмотря на трагизм ситуации, чувствуешь себя завороженным зрелищем. Сергей Колесников -истинное воплощение Короля Лира: он убедителен и в роли отца-тирана, и сумасшедшего оборванного старика, тщетно пытающегося восстановить некогда утраченное величие...
Сценография спектакля поражает парадоксальным сочетанием аскетизма и мощи, благо, масштаб сцены и зрительного зала позволяет видеть бастионы... Прекрасны в своём коварстве дочери Лира -Гонерилья (Людмила Татарова - Джигурда) и Регана (Елена Сванидзе). Отдельного внимания заслуживает и хрупкая Корделия (Карина Балашова).
Что касается мужских ролей - то тут и самый изощренный интриган Эдмунд ( Максим Чиков), и обманутый и преданный отцом Глостером ( потрясающий Эдуард Зиновьев) , но не предавший его Эдгар (Ярослав Бережнов) -все очень яркие, благодаря актёрскому мастерству...
Потрясает жестокость, которая вполне обыденно правит бал -и это мастерски передаёт актёрская группа.
Момент ослепления Глостера ужасает, но, возможно, может послужить нравственным уроком всем нам, а особенно молодому зрителю, только начинающему знакомиться с творчеством Шекспира...
"Король Лир" на сцене Театра Российской Армии - это не только дистиллированная трагедия, эта богатейшая палитра человеческих эмоций, это спектакль, на который я советую сходить каждому и, возможно, не один раз.

Ольга Сорокина 20 декабря 2023, 10:33

ЦАТРА - удивительный театр.

Есть в нём какая-то необъяснимая специфичность. Притягательность.

Которая лично у меня длится вот уже добрых лет 20. Причём год от года меня цепляет разное. То я маниакально ходила на все доступные спектакли с Людмилой Касаткиной, потом на Владимира Зельдина, а потом, рассмотрев таки других актёров, стала верной поклонницей сначала Алины Покровской, а потом и Сергея Колесникова. И то ли ещё будет!

Теперь вот осознала, что у меня появился ещё один веский повод сходить в ЦАТРА - режиссёр-постановщик – Андрей Бадулин

Именно он поставил мои любимые спектакли "Старомодная комедия", "Дом под снос" и "Баба голубиная". Поэтому имя я запомнила хорошо.

И конечно, увидев его в анонсе спектакля, не могла пропустить премьеру "Король Лир". Тем более с Сергеем Колесниковым в главной роли.

Сама премьера состоялась ещё весной, а я добралась только сейчас, но наконец-то, свершилось!

Я посмотрела. :)

"Король Лир", безусловно, не самое простое произведение У. Шекспира, но и одно из самых гениальных, я считаю. Страсти и метаморфозы, заставляющие то кусать локти, то сжимать кулаки.

Ложь, жестокость, предательство в противовес любви, доброте и преданности.

Сразу скажу об основном достоинстве спектакля - в нём всё понятно!!!! Даже если вы вдруг не читали оригинал, вам всё будет понятно.
А разобраться кто с кем, зачем и почему, в этом произведении весьма непросто.
В спектакле же не только выстроена очень чёткая цепь событий, но и точно расставлены акценты. Даже если не запомнились сложные имена героев, всегда понятно, например, о какой из сестёр речь и т.д.

Возможно, реализовать это удалось благодаря масштабам сцены и минимальным, статичным декорациям, которые тем не менее "лёгким движение руки" превращаются то в парадный зал дворца, то в жалкую хижину.
Хотя первая же сцена вызвала некоторое беспокойство, а смогут ли эти "маленькие человечки" на фоне огромных стен справиться с огромным пространством вокруг, не потеряются ли.

Но едва это пространство прорезал громогласный голос Лира, беспокойство улетучилось, как и не было.
Всё таки Сергей Колесников нереальный актёр!
И Лир у него получился такой.. человечный! К персонажу я всегда относилась двойственно, ведь он сам всю "кашу" и заварил. Но в этом спектакле настолько глубокий переживания Лира, настолько велик весь ужас от осознания предательства, что невозможно не посочувствовать ему, невозможно не простить. Ведь каждый может ошибиться.
А уж расплата за ошибку досталась Лиру жёсткая.
Я не знаю, какой из моментов зацепил меня сильнее всего. Сцена во время бури (а какая красивая здесь сама буря!), неузнавание окружающих или неожиданная и исцеляющая встреча с Корделией (Карина Балашова).

Хотя нет. Конечно, мощнее всего оказался финал.
С того самого момента, когда появляется растерзанный, согнутый горем старик, едва волочащий (по другому и не скажешь), тело любимой дочери, я настолько погрузилась в спектакль, что, кажется, даже плакала.
Браво!

Впрочем, не только Лиру выпало блистать. Спектакль изобилует отличными ролями.

Чего стоят старшие дочери (Людмила Татарова-Джигурда) Регана (Елена Сванидзе). Вихрь, ураган! Королевская стать и королевское же коварство. Когда какая-нибудь из них взлетала вверх по ступеням в своём развевающемся наряде, прямо оторопь охватывала.

Ещё одна из ключевых фигур Граф Глостер (Эдуард Зиновьев). Тоже предавший своего ребёнка и тоже поплатившийся за это. Но... Какая разная судьба с Лиром. Какая разная расплата. Шекспировский гений даёт нам безграничную возможность для размышлений.

И конечно, безусловное украшение спектакля - сыновья Глостера.
Эдгар, старший сын (Ярослав Бережнов) и побочный сын Эдмунд (Максим Чиков)
Как свет и тьма, ангел и демон.

Максим Чирков просто чума! Очень интересное решение с пластикой. Какие говорящие позы, движения. Ярчайшая роль. Безупречная.
Мне даже захотелось теперь посмотреть на его Треплева в "Чайке".
И отдельная благодарность режиссёру по пластике Марии Шмаевич.
А ведь есть ещё верный и неугомонный Шут (Александр Макаров), короли, герцоги и графы. И о каждом есть, что сказать!

В общем, хрестоматийный спектакль.
Удививший своей масштабностью и простотой.
Спектакль, на который смело можно идти с уже позврослевшими детьми (16+). Идеально и для понимания Шекспира, и для жизни в целом.

Сходите!

Екатерина Екатерина 9 декабря 2023, 07:17

 В первый снежный день зимы на малой сцене Театра Российской Армии я посмотрела спектакль "Девочки» по пьесе современного драматурга Дарьи Верясовой о юных разведчицах Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Клавдии Милорадовой, Клавдии Сукачевой, Рите Загировой, Маргарите Каравай, служивших во время Великой Отечественной ***** в воинской части 9903 в составе диверсионно — разведывательной группы. В основе пьесы исторические факты и вместе с ними — письма девочек маме, подругам, семье. Трогательные и искренние, как сами героини. На историческом фоне развиваются их судьбы, не испугавшихся вызова времени. «Люди, мы очень любили вас. В боях за ваше счастье и свободу мы отдали свои жизни», — говорит одна из героинь. Даже жестокая смерть подруг не останавливает, не пугает, не заставляет передумать таких совсем ещё юных, но очень стойких, твёрдых, решительных девушек в борьбе за свою свободу и за свободу своей Родины.
По словам режиссёра спектакля Юлии Шульевой, уникальность пьесы в том, что каждый из нас может поставить себя на место главного героя — историка (актёр Роман Богданов) и вместе ответить на вопрос: «как было на самом деле?». Через монологи девушек, которые намного позже станут Героями, мы хотим сказать, что они были молоды, их любовь к Родине и решение её защитить, сделал их имена вечно живыми. И каждый наш выбор определяет будущее, а иногда и будущее нашей страны. Пример мужества, стойкости Зои и других девочек дает уверенность, что наше поколение также способно выдержать испытания, найти в себе свет, доблесть и доброту.
И действительно, за один час спектакля совместно с героями проживаешь не один день, месяц, год *****. Казалось бы минимум декораций - длинные верёвки, завязанные в узлы, канаты, спускающиеся сверху... Но сколько информации можно в них прочесть... Это и серость, безликость, опустошение и голый,холодный зимний лес, в котором прятались наши разведчицы, и бесконечное количество виселиц, которые оставляли после себя немцы, и орудие пыток...Эти звонкие удары нагайкой до сих пор речитативом отдаются в памяти. Спектакль заставляет задуматься не только над вопросом "А как было на самом дела? ", но и "А смог(ла) бы Я? "
Постановка серьезная, ёмкая, хлëсткая, трагичная, и в то же время жизнеутверждающая, актуальная, заставляющая думать.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр Российской Армии - адрес на карте

Фотографии к «Театр Российской Армии»